Полисегментарная пневмония

Полисегментарная пневмония

Основная опасность состоит в высоком риске экспансивного распространения воспаления с вероятностью развития обширного поражения легочных структур, поэтому ее своевременное распознавание и адекватное лечение являются актуальной задачей пульмонологии и педиатрии. Пневмонией называют острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, которое диагностируется по физикальным данным и/или синдрому дыхательных расстройств, а также на основании инфильтративных изменений на рентгенограмме. Заболеваемость у взрослых и детей в РФ в среднем составляет 400–500 и 700–800 случаев 100 000 населения соответственно.
При первичной пневмонии возбудителями в большинстве случаев являются пневмококки, гемофильная палочка, пиогенный стрептококк, стафилококк. Также возможно поражение сразу несколькими бактериальными агентами. Из атипичных возбудителей к развитию полисегментарного воспаления легких может приводить микоплазма, хламидии, легионеллы.

Патогены чаще всего проникают бронхогенным путем: при вдыхании микробов, переселении их из верхних отделов дыхательной системы на фоне инфекционных заболеваний либо во время проведения медицинских манипуляций (например, при искусственной вентиляции легких, бронхоскопии, ингаляциях). После внедрения возбудителя происходит его фиксация и размножение в эпителии респираторных бронхиол. Пневмония развивается при распространении микроорганизмов за пределы респираторных бронхиол. Из-за анатомических особенностей строения легких, больше всего поражаются: правое легкое: II, VI, X сегменты; левое легкое: VI, VIII, IX, X сегменты. Нередко на фоне развития пневмонии в процесс вовлекаются регионарные лимфатические узлы, возникает кислородная, дыхательная и сердечная недостаточность. К предрасполагающим факторам развития болезни относятся: вирусные инфекции верхних дыхательных путей; обструкция бронхиального дерева; застойная сердечная недостаточность; промышленное загрязнение воздуха; травмы грудной клетки; послеоперационный период; состояние после стрессов; курение; истощающие, длительно протекающие заболевания; старость. Заболевание обычно встречается у детей с проявлениями экссудативно-катарального диатеза и имеющих склонность к гиперергическим реакциям.

У детей возможно развитие спутанности сознания, судорог. Через несколько дней появляются другие признаки пневмонии: отрывистый редкий кашель, боли в эпигастральной области и грудной клетке. Быстро развивается дыхательная недостаточность. Как правило, пораженные легочные сегменты находятся в состоянии ателектаза, пневмония может затягиваться на 2–3 месяца и приобретать торпидное течение. Неразрешившаяся острая сегментарная пневмония может приводить к развитию полисегментарной и хронической формы болезни. Накопление в тканях и крови вирусных и бактериальных токсинов оказывает повреждающее воздействие главным образом на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, вызывая последствия токсического характера: кардиоваскулярный синдром, артериальную гипотензию, острую сердечную недостаточность, коллап

Определение возбудителя играет важную роль в определении вида пневмонии. На практике врач практически всегда назначает больному антибактериальную терапию, не имея возможности в первые болезни верифицировать инфекцию. Поэтому диагноз устанавливается на основании клинических и эпидемиологических данных с учетом этиологической структуры современных пневмоний. В 86% случаев ранняя клинико-бактериологическая диагностика основана на сопоставлении данных бактериоскопии и клинико-рентгенологических особенностей. При постановке диагноза обычно проводится: общий анализ крови; рентгенография органов грудной клетки в двух проекциях; определение чувствительности к антибиотикам; бактериологическое исследование мокроты (посев на среды); выявление возбудителей количественным методом в диагностически значимых титрах (от 106 микробных клеток в 1 мл мокроты). Во многих случаях установить этиологию возбудителя не удается. Это связано с различными причинами: неправильный сбор материала; отсутствие микробного исследования; проведение до взятия материала антибиотикотерапии; использование неадекватного метода лечения. Сложность своевременной диагностики часто связана с поздним обращением пациентов к врачу. Также есть проблема дифференциальной диагностики между гриппом и пневмонией.

Особенности лечения внебольничной пневмонии Амбулаторных больных, требующих лечения внебольничного вида пневмонии, можно условно разделить на две группы. Пациенты младше 60 лет без сопутствующих патологий К первой группе относятся пациенты младше 60 лет, не имеющие сопутствующих патологий. В большинстве случаев адекватный ответ от антибиотикотерапии может быть получен при применении средств для перорального применения.

Препаратами выбора являются макролидные антибиотики или амоксициллин. Группе макролидов обычно отдают предпочтение на фоне непереносимости β-лактамов либо при наличии подозрения на атипичную этиологию заболевания (хламидии, микоплазма). В качестве альтернативных средств назначаются фторхинолоны. Пациенты пожилого возраста и больные с сопутствующими заболеваниями Во вторую группу входят пациенты пожилого возраста и/или больные, имеющие сопутствующие заболевания, которые влияют на этиологию болезни и являются факторами риска неблагоприятного прогноза. К ним относятся: хроническая обструктивная болезнь легких; цирроз печени; сахарный диабет; хроническая почечная недостаточность; застойная сердечная недостаточность; алкоголизм, наркомания; дефицит массы тела. Адекватный клинический эффект у пациентов этой группы также может быть получен при применении пероральных антибиотиков. Вероятность этиологической роли грамотрицательных бактерий у больных, имеющих сопутствующие патологии, выше, поэтому в качестве препарата выбора рекомендован амоксициллин/клавуланат. В связи с возможной хламидийной этиологией таким пациентам может назначаться комбинированная терапия макролидами и β-лактамами, альтернативой может быть применение респираторных фторхинолонов (левофлоксацин, моксифлоксацин).

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>