Любовь и шопинг

шопинг

О том, как искушать потенциальных шопоголиков, написаны целые горы учебной литературы: маркетинг, реклама и PR. Несмотря на то, что всё это давным-давно доступно, мастер-классы проводятся открыто, и даже телевидение постоянно разоблачает тайны успешных продаж, все равно люди снова и снова наступают на одни и те же грабли. Известно, например, что распродажа – зачастую всего лишь способ сбыть залежалый товар, скидка на одни продукты с лихвой компенсируется переплатой за другие, а текст под знаком «звёздочка» следует читать особенно внимательно. Но яркие вывески манят, волшебные слова-энергетики («бесплатно», «дёшево») не утрачивают свою силу. Из-за недобросовестных компаний страдает репутация и прибыль честных предприятий, покупатели разочаровываются в торговых марках, уходят в интернет-магазины, а потом опять бегут по супермаркетам…

Если покупка – выбор взрослого, здорового человека, то это, в конце концов, его право. Мы хотим поговорить о другом. Вы слышали слово «ониомания»? С концом советской эры дефицита, в нашу жизнь ворвалось и это, незнакомое раньше, понятие. Речь не идёт о безобидном пристрастии к хождению по магазинам. Сатирическая кинокартина «Шопоголик» по произведению С. Кинселла тоже не об этом. Ониомания – это душевное заболевание, с признаками которого кончается удовольствие и начинается тяжёлая зависимость. Психологи и психотерапевты всё чаще сталкиваются с такими больными. Человеку абсолютно всё равно, что покупать. Для него нет разницы, допустим, какой хороший стиральный порошок и какой не очень; нужно ему пальто или дома уже склад точно таких же (библиоманы, например, могут покупать десятки экземпляров одной книги, но так и не станут её читать). Нездоровая страсть к покупкам доходит до того, что несчастные впадают в истерику, как только выходят за территорию магазина, и всеми силами стараются поскорее туда вернуться. Процесс выбора и оплаты покупок становится единственным смыслом и целью жизни.

Корни этого психического расстройства – в депрессивном состоянии, которое может быть вызвано разными причинами. Но суть этих причин одна. Покупатель всегда платит не за вещь, а за положительные эмоции, которую она вызывает. Скажем, охлаждающая подставка для ноутбука купить которую ты давно хотел, конечно, нужна для дела, но ещё больше – для твоего удовлетворения. Вывод? Больные ониоманией долгое время были лишены удовольствий. Одиночество, недостаток внимания, низкая самооценка (чего тоже не бывает на ровном месте), отсутствие новых знакомств и впечатлений, безделье… вот неполный перечень причин. Также часто подвержены этому недугу люди, лишённые заботы в детстве – включается некий «компенсационный» механизм подсознания. Поэтому на попытки ограничить новое увлечение такой человек реагирует агрессивно, а одержимость шопингом переходит в манию.

Врачи говорят, что природа психических расстройств – в недостатке любви. Дело не в том, сколько раз ваша девушка ходила в магазин и сколько денег потратила на ерунду. Дело в том, слышите ли вы друг друга.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>