Психологическое здоровье и развитие ребёнка

развитие ребёнка

Нередко можно услышать жалобы и разговоры родителей относительно поступления их детей в детский сад. Организация всех нюансов и всех сторон процесса оформления ребенка в детский сад – дело не такое уж простое, как это может показаться на первый взгляд. Ребенок должен быть готов к этому событию психологически, а также, если можно так сказать, технически. То есть он должен находиться на определенном уровне самостоятельности, который позволит ему чувствовать себя уверенно в группе детского сада.

Кроме того, нужно заранее думать об оформлении требуемых формальностей. В частности, сначала нужно получить путевку в конкретный детский сад, затем собрать требуемые именно со стороны его руководства документы, свидетельства и форма 026/у. Эта самая форма 026/у или медкарта ребенка требует к себе отдельного внимания. Оформляется медкарта ребенка у врача и являет собой заключение о здоровье ребенка. Форма 026/у, в отличие от других документов, предполагает не только личные усилия родителей, но и участие иных лиц, в частности, работников медицинского учреждения. Родителям стоит позаботиться, чтобы к моменту подачи документов в детский сад, медкарта ребенка уже была получена.


Частой темой для беспокойства со стороны родителей детей, поступающих в детский сад, выступает процесс адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни. Эти условия меняются, соответственно, с введением необходимости каждый день идти в детский сад и находиться в окружении других детей достаточно длительное время в течение дня. Ребенок, который ближайшие годы своей осознанной жизни, вероятно, провел в домашних условиях, общаясь в основном со своей семьей и несколькими знакомыми детьми, конечно, будет находиться в состоянии определенного стресса, когда такое положение вещей кардинально изменится. Если ребенок не склонен к меланхолии, если он легко подстраивается к новым условиям и адекватно воспринимает перемены, то адаптационный процесс пройдет для него легко и быстро. При этом привыкание к детскому саду пройдет как бы само собой, то есть вполне гармонично, не требуя особых усилий и внимания к себе. Если же ребенок не отличается особой общительностью и открытостью, то адаптация у него длится дольше и проходит тяжелее. Однако в любом случае адаптироваться к детскому саду получается у большинства детей. Исключения составляют не более пяти процентов от общего количества детей детсадовского возраста.


Теоретически адаптационный процесс привыкания детей к условиям детского сада можно и нужно рассматривать как процесс элементарной перестройки ребенка с последующим привыканием к изменившейся среде вокруг него. При этом адаптация должна быть успешной как для самого ребенка, так и для окружающих людей. То есть сам ребенок не должен в итоге испытывать морального дискомфорта от изменения условий жизни, а окружающие люди не должны страдать от его неадекватного поведения. Как видно, оба эти аспекта взаимосвязаны, и второй из них вытекает прямо из первого. Плюс немаловажной составляющей адаптации выступает и умение соответствовать требованиям внешней среды, которое у детей в детских садах проявляется, в частности, в послушании.


Независимо от личности ребенка, процесс привыкания к условиям детского сада разворачивается у большинства детей по стандартной схеме. Эта схема включает в себя три основные ключевые фазы: острая фаза, послеострая фаза и компенсаторная фаза. Рассмотрим их несколько подробнее.


Острая фаза привыкания характеризуется тем, что ребенок чувствует моральное и физическое недомогание и дискомфорт. Часто в этот период дети заболевают простудными болезнями, часто меняют настроение и предпочтения, у детей портится аппетит и нарушается сон. В некоторых случаях дети перестают заниматься любимыми занятиями, оставаясь хмурыми. Первая фаза адаптации длится приблизительно в течение месяца. Далее ситуация начинает постепенно выравниваться, и наступает вторая фаза адаптации.


Послеострая фаза привыкания проявляется в основном в виде психологической и эмоциональной подавленности ребенка, к которому уже вернулось физическое и физиологическое здоровье, но моральное состояние его еще не нормализовалось. Длительность этого периода адаптации достаточно большая – около пяти месяцев.


Постепенное проявление признаков усиления развития ребенка, повышения его тонуса и интереса ко всему вокруг говорит о наступлении третьей фазы адаптации к детскому саду — компенсаторной стадии. Эта фаза означает постепенное завершение процесса привыкания.


У активных общительных детей все эти фазы могут уложиться в две – три недели. У слабых во всех отношениях малышей привыкание может затянуться на целый год. Процесс привыкания можно значительно облегчить, если родители будут, скажем, забирать ребенка раньше в первые две недели посещения детсада. Или же можно предложить, для смягчения стресса ребенка, делать ему дополнительные дни «отдыха» от садика.


Всем родителям стоит заранее обдумывать, когда и как они будут готовиться к поступлению ребенка в детский сад, а также каким образом будет преодолеваться процесс адаптации.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>